Сибирская лизинговая компания вышла на авиационный рынок

10.11.2014

Развитие региональных перевозок стало сверхзадачей, которую решают президент, правительство, авиакомпании, аэропорты и авиапроизводители. О том, какова роль лизинговых компаний в возрождении полетов внутри России, какими инструментами может оперировать лизингодатель, рассказал Груздев Валерий Александрович, заместитель коммерческого директора по работе с клиентами авиационной отрасли.

- После принятия на федеральном уровне ряда постановлений российские региональные аэропорты стали оживать. Как вы оцениваете текущее состояние рынка региональных и местных перевозок?

- Общеизвестно, что во многих регионах страны отсутствуют альтернативы авиационным перевозкам, поэтому полеты, к примеру, в Якутии, на Дальнем Востоке не прекращались. Однако до настоящего времени нашими авиакомпаниями зачастую эксплуатируются устаревшие воздушные суда, что определяет высокие затраты на поддержание летной годности. Сократить эти издержки до приемлемого уровня без ущерба безопасности полетов, увы, невозможно. Поэтому потребности авиакомпаний в обновлении парка высоки. С другой стороны, средств на это у региональных авиакомпаний не хватает. Сказывается отсутствие раскатанных направлений, высокие аэропортовые сборы – эти и другие факторы делают региональную авиацию нерентабельной. Без волевого участия государства, выделения значительных субсидий, реанимировать это направление не удастся. И хотя с учетом имеющейся государственной поддержки тренд на восстановление рынка намечен, но оживление идет очень медленными темпами.

- На ваш взгляд, какие воздушные суда сегодня наиболее востребованы российскими авиакомпаниями?

- Прежде всего стоит напомнить, что парк региональных самолетов изношен более чем на 70% и требует значительных инвестиций для обновления. Что же касается востребованных типов самолетов, то в зависимости от региона разнятся и потребности в том или ином типе. Более всего нужны машины размерностью от 40 до 70, максимум 80 мест: реактивные CRJ-200 и турбовинтовые ATR-42 / -72, Bombardier Q300. Есть рынок и для небольших самолетов типа Cessna C208, Twin Otter, L-410, Pilatus PC-12, Diamond DA-40.

- У вас в портфеле предложения по этим самолетам есть?

- "Сибирская лизинговая компания" сотрудничает с основными мировыми производителями и поставщиками самолетов региональной авиации – "Витязь", Bombardier, JetTransfer, Pilatus Aircraft, Diamond Aircraft Industries, "УГМК – Холдинг", Beech Aircraft Corporation и другими. Кроме того, мы активно сотрудничаем с крупнейшими компаниями, оказывающими техническую поддержку авиационной техники, как например Avia Solutions Group.

- Если авиакомпании нужен некоторый набор опций, вы сможете организовать поставку самолета в уникальном техническом лице?

- Наша компания проводит для своих клиентов сделки от начала и до конца, такой формат подразумевает согласование технических параметров приобретаемого самолета, разработку и размещение заказа на авиационном заводе, полное таможенное сопровождение. Соответственно, при формировании заказа на завод мы с будущим эксплуатантом совместно прорабатываем техническое оснащение будущего судна, включая необходимые дополнительные опции.

- Оказывает ли компания поддержку в части обучения персонала?

- Нет, таких услуг мы не оказываем. При этом мы можем предложить финансовый лизинг авиатренажеров для корпоративных учебных центров, но это уже уровень "Аэрофлота" и "Трансаэро". Региональные авиакомпании не могут позволить себе содержание учебного центра.

- Флот, доставшийся в наследство от Советского Союза, включая самолеты Ан-2 или Ан-24, еще может какое-то время оставаться "на крыле". В какой мере обновление парка позволит улучшить экономику авиакомпаний?

- Слишком многое зависит от маршрута, дальности, расхода топлива и других параметров. Кроме того, сравнивать надо сопоставимое. К примеру, прямых аналогов Ан-2 на рынке не существует, есть только очень дорогие самолеты с длительным сроком окупаемости. Но еще раз отмечу, что современная техника позволяет сократить долю расходов на поддержание летной годности.

- По сути, авиакомпании переносят тяжесть расходов с поддержания летной годности на владение авиатехникой. Какие схемы финансирования в таком случае более предпочтительны?

- В России применяются, как финансовый, так и операционный лизинг. "Сибирская лизинговая компания" предлагает программы приобретения самолетов и вертолетов в финансовый лизинг с долгим сроком – до 10 лет. При этом, в случае потребности авиакомпании в операционном лизинге, мы можем разработать соответствующее потребности предложение.

Операционный лизинг как правило используется при приобретении крупных магистральных судов. Финансовый лизинг распространен при приобретении самолетов и вертолетов для малой авиации. Вкратце, особенностью операционного лизинга является возврат имущества в конце срока лизинга лизинговой компании. Организация технического обслуживания имущества осуществляется лизингодателем. Другими словами, эксплуатант не приобретает предмет лизинга в собственность, что позволяет сэкономить стоимость использования судна, а также снимает с эксплуатанта необходимость поиска технической базы и взаимодействия с техническими службами – всем этим занимается лизинговая компания.

Финансовый лизинг позволяет эксплуатанту приобрести имущество в собственность. Дополнительные опции по обслуживанию воздушного судна, как правило, берет на себя эксплуатант. В случае с малыми судами и небольшими вертолетами, стоимость такого имущества значительно ниже, и позволяет авиакомпании выкупить его.

- Какие источники финансирования и схемы структурирования сделок практикуются сегодня на рынке, какие из них оптимальны?

- Западное финансирование очень востребовано, но доступ к нему для большинства небольших авиакомпаний закрыт. Постановление Правительства Российской Федерации №1212 очень существенно облегчает задачу авиакомпаний. Серьезную помощь окажут и кредитные гарантии государства и субъектов Федерации, в случае предоставления их региональным авиакомпаниям.

- "Сибирская лизинговая компания" создана в 1998 году, а на авиационный рынок вышла не так давно. С чем связан ваш интерес к авиации?

- Основной нашей деятельностью было и остается оснащение нефтегазовых компаний России необходимой для добычи техникой и оборудованием. Сегодня "Сибирская лизинговая компания" занимает 25 место по размеру лизингового портфеля, составляющего свыше 11 млрд руб. Одной из потребностей наших клиентов является транспорт, в том числе и воздушный. Мы регулярно получаем заявки на вертолеты и самолеты для транспортировки вахтовиков. Учитывая, что мы работаем с крупным и средним бизнесом и получили значительный опыт в поставке авиационной техники, логичным было развить данное направление и масштабировать его на других корпоративных клиентов, на авиакомпании. Сегодня мы можем называть себя не только экспертом в авиационном лизинге, но и одним из основных игроков данного рынка, имеющим значительное преимущество перед большинством лизинговых компаний, так как оперируем собственными финансами и не зависим от банков-партнеров, то есть решение о предоставлении финансирования принимается нашим менеджментом, сокращая временные издержки.

Предложения наших партнеров:
Ищите дешевые авиабилеты?
Ждете распродажу?
Вы можете оформить подписку на регулярное получение на ваш электронный адрес спецпредложений по авиабилетам.
!!0.0030648708343506!!